На нашей земле сохранились древнейшие надписи на грузинском (шрифтом асомтаврули, из них единицы датируются V в.).
Вот одна из них:
Мозаика из Бир эль-Кут в музее францисканцев в Иерусалиме
С помощью Христа и заступничеством св. Теодора, помилуй, Господи, настоятеля Антония и Иосию, сделавшего эту мозаику, а также отца Иосии и мать. Аминь
Монастырь, в котором обнаружена эта надпись на асомтаврули, находится в р-не Ар Хома, на дороге Иерусалим – Вифлеем, сегодня уже в черте Иерусалима, объект зарегистрирован как "Хирбет эль-Кут".
Бир аль-Кут копал Виргилиус Корбо в 1952. Письменных источников о существовании монастыря нет. Всего было найдено четыре надписи. Одна приведена выше, остальные три мы можем увидеть только на иллюстрациях в специальных публикациях.
Для грузинского историка Висариона Хурцилава одна из надписей Бир эль-Кута послужила важнейшим аргументом для выдвижения гипотезы о происхождении грузинской письменности и ее создателях.
Текст (перевод):
И воспитанников их Бакура и Гри-Ормизда и детей их, Христос, помилуй, аминь.
В. Хурцилава считает, что в этой надписи упомянуты оба создателя грузинского алфавита. О Гри-Ормизде почти ничего не известно, а вот Бакур – правнук царя Мириана, внук Саломе Ужармской, дед Петра Ивера, дук палестинских границ, живший в Иерусалиме, источник сведений о св. Нино для Тирания Руфина (IV-V века, История церкви – в этом произведении сохранилось древнейшее письменное свидетельство крещения Картли - см. Коте Лернер).
Возможность того, что именно этот Бакур построил монастырь, подтверждается находками монет IV века в Бир эль-Кут.
Eще одна надпись (перевод):
Saint Theodore, Marouan and Bursen […] en […] am […] e […].
Маруан (Марванос) – имя царевича, который стал впоследствии известен как Петр Ивер, – колоритнейшая фигура в истории византийского периода в нашем регионе, епископ Майумы (под Газой), о котором повествуется в двух дошедших до нас житиях, о котором пишут и Евагрий Схоластик (VI в., Церковная история), и Феофан (VIII - IX века, Летопись византийца Феофана). О нем не утихают споры до сих пор, некоторые исследователи считают его псевдо-Дионисием и приписывают ему сочинение Ареопагитик). Ко всему прочему, царевич Мурваноз - внук Бакура.
Судя по житиям, Петр Ивер основал на Святой земле несколько монастырей, а этот, по всей видимости, обновил.
___________________________________________
Р.S.
Из раскопанных Петру Иверу приписывают основание «монастыря лазов» (Умм-Лейсун). Надпись из Умм-Лейсуна можно увидеть в археологическом парке Кнессета (израильский парламент). И здесь тоже самое древнее – самое древнее в археологических раскопках упоминание Картвели. Еще одна мозаика из Умм-Лейсун (без надписи) находится в музее Рокфеллера.
Р.S.
Из раскопанных Петру Иверу приписывают основание «монастыря лазов» (Умм-Лейсун). Надпись из Умм-Лейсуна можно увидеть в археологическом парке Кнессета (израильский парламент). И здесь тоже самое древнее – самое древнее в археологических раскопках упоминание Картвели. Еще одна мозаика из Умм-Лейсун (без надписи) находится в музее Рокфеллера.
В музее в Явне-Ям (на побережье, недалеко от Тель-Авива) хранится мозаика, найденная неподалеку при раскопках, – из виллы, подаренной Петру Иверу Евдокией, женой византийского императора Феодосия Юннейшего, а Евдокия… Подробнее смотри здесь в разделе "Монастырь Феодора Тирона".
Благодарю В. Хурцилава за предоставленную информацию.
_____________________________________________
Монастырь Креста расположен в том месте, где (по традиции) выросло Честное Древо. И сегодня можно заглянуть в отверстие, под которым находится это место.
Русский паломник Игумен Даниил в XII веке, когда Иерусалим еще при надлежит крестоносцам, описывает место идеже взрасте Честное Древо:
И есть за горою, на запад от Иерусалима, место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский монастырь.
Легенды о Честном Древе связаны с Адамом, Авраамом, Лотом, Соломоном и царицей Савской…
Время основания монастыря, по греческой традиции, предлагающей несколько версий, относят к IV веку (имп. Константин и его мать Елена), к VI веку (император Юстиниан, по свидетельству Прокопия Кесарийского, построил - или возобновил – иверский монастырь), к VII веку (император Ираклий возвращает Честной Крест из персидского плена).
Грузинская традиция говорит о том, что земли, на которых построен монастырь, император Константин подарил первому христианскому царю Грузии Мириану (IV в.), построен монастырь на этих землях царем Вахтангом Горгасалом (V в.)… В V же веке Петр Ивер основал несколько обителей для грузинской и греческой братии…
Так или иначе, но уже в VI веке стояла на этом месте церковь, что подтверждается и археологами. И сегодня в здании церкви можно увидеть фрагменты византийской мозаики.
Из области легенд и версий мы переходим ко времени достоверных свидетельств в XI веке, когда монастырь отстраивает отец Георгий-Прохоре Шавтели (или Шавшели) на средства грузинского царя Баграта Куропалата. Монастырь становится основным местом грузинского присутствия, собирания и написания грузинских рукописей. Особое значение имеет помощь, оказываемая монастырю Иверским монастырем на Афоне и лаврой Саввы Освященного (находится в 4,5 км от Крестового).
До начала XVIII в. история Крестового монастыря тесно связана с историей Грузии и грузинским присутствием, а это периоды правления фатимидов, сельджуков и вновь фатимидов, крестоносцев, Саллах ад-Дина и аюбидов, мамлюков, турок.
Возможно, к рукописям Крестового монастыря относится «Пленение Иурусалима персами» (в греческом варианте текст не найден, только арабская и грузинская версии), по легенде, здесь похоронена царица Тамар, изображение казначея Тамары - Шота Руставели – можно и сегодня видеть на одной из фресок, в Крестовом подвизались мученики Лука Иерусалимский и Николай Двали, здесь пытали Саломию Грузинку…
Последний расцвет грузинского монастыря относится к XVII веку, когда монастырь обновляет архимандрит Никифор – Николай Ирбах Чолокашвили, при финансовой помощи Левана Дадиани – что отражено в грузинских надписях, до сих пор сохранившихся в церкви.
С начала XVIII века монастырь перестраивается и обновляется уже Греческой патриархией, хотя и грузины не забывают о своей собственности, и не только в политическом плане. Возле монастыря появился в 2006 году грузинский памятник Шота Руставели, дорожка к монастырю названа именем Шота Руставели, в ризнице можно увидеть подарки грузинского президента… По инициативе Грузинского патриарха Ильи несколько фресок Крестового монастыря, выставленных на продажу, были выкуплены и находятся сегодня на грузинской земле.
Росписи Крестового упоминает игумен Даниил (XII в.), их описание есть у Тимоте Габашвили (XVIII в.) у Александра Цагарели (конец XIX в.), у Тинатин Вирсаладзе (XX в.) Эти описания свидетельствуют о том, что грузинский след постепенно стирается. Но и после многочисленных поновлений в церкви все еще остается множество грузинских надписей на фресках и стенах.
Росписи Крестового упоминает игумен Даниил (XII в.), их описание есть у Тимоте Габашвили (XVIII в.) у Александра Цагарели (конец XIX в.), у Тинатин Вирсаладзе (XX в.) Эти описания свидетельствуют о том, что грузинский след постепенно стирается. Но и после многочисленных поновлений в церкви все еще остается множество грузинских надписей на фресках и стенах.
Роспись монастыря - это книга по истории Грузии, Земли Израиля и всех властвовавших над этими странами государств, а также история раннего и средневекового христианства с его богословскими спорами и решениями...
Эту книгу невозможно прочесть за один присест (за одну экскурсию), зато ее можно читать по отдельным темам.
История византийского периода в нашем регионе, гипотезы о создании грузинского алфавита, Вахтанг Горгасал, легендарный Петр Ивер - возможный автор Ареопагитик, Газский богословский кружок, опальная императрица Евдокия, расцвет монастырей "в тени святого града", религиозные войны монахов, предположение о канонизации Ипатии под именем святой Екатерины - та составляющая истории и фресок Крестового, которая входит в экскурсию, начинающуюся на раскопках ранневизантийского монастыря Бир эль-Кут.
Экскурсии, включающие Крестовый монастырь:
Менора - от Лифты до Крестового монастыря
Ветхозаветная составляющая христианства, история евреев в период Византии, богословские споры христианства с иудаизмом, легенды Крестового монастыря - то, что входит в экскурсию "Менора - от Лифты до Крестового монастыря". Одна из легенд монастыря говорит о том, что менора Второго Храма находится именно здесь. Эта легенда находит подкрепление в текстах византийских историков.
Ветхозаветная составляющая христианства, история евреев в период Византии, богословские споры христианства с иудаизмом, легенды Крестового монастыря - то, что входит в экскурсию "Менора - от Лифты до Крестового монастыря". Одна из легенд монастыря говорит о том, что менора Второго Храма находится именно здесь. Эта легенда находит подкрепление в текстах византийских историков.
Крестовый монастырь и бывшие грузинские монастыри Старого города
На этих объектах мы поговорим о нескольких периодах истории.Период X-XV веков - фатимиды, сельджуки, ассасины, крестоносцы, монголы, Шота Руставели, царица Тамар, Салах ад-дин, Трапезундская империя и пр. - темы Крестового, которые могут быть дополнены в монастырях Старого города.
На этих объектах мы поговорим о нескольких периодах истории.Период X-XV веков - фатимиды, сельджуки, ассасины, крестоносцы, монголы, Шота Руставели, царица Тамар, Салах ад-дин, Трапезундская империя и пр. - темы Крестового, которые могут быть дополнены в монастырях Старого города.
Русские идут!
Если выделить в османский период (XVI - XX века) тему русско-грузино-греческих отношений, то равнозначными объектами будет Крестовый и монастыри и церкви Старого города, включая храм Гроба Господня. История русской политики по отношению к святым местам, русского присутствия на Святой земле включает Крестовый монастырь как второстепенный объект, главными при этом будут монастыри в Старом городе, служившие приютами для русских поклонников, а также созданные позже русские подворья - Московия, Александровское, монастыри на Елеонской горе, Горненский...
Если выделить в османский период (XVI - XX века) тему русско-грузино-греческих отношений, то равнозначными объектами будет Крестовый и монастыри и церкви Старого города, включая храм Гроба Господня. История русской политики по отношению к святым местам, русского присутствия на Святой земле включает Крестовый монастырь как второстепенный объект, главными при этом будут монастыри в Старом городе, служившие приютами для русских поклонников, а также созданные позже русские подворья - Московия, Александровское, монастыри на Елеонской горе, Горненский...
Выбор за вами!
Еще фотографии.
И грузинская тема.
Если вы заметили опечатки или неработающие ссылки - сообщите, пожалуйста. Контакты на боковой панели.
Мои экскурсии представлены также на сайте "Путешествуйте!", там же ЦЕНЫ.